Французский национальный характер. Народ французы

Франция – это страна, имеющая разнообразные природные ресурсы и условия, благоприятные для экономического развития и жизни людей. Французы являются одной из старейших европейских наций, известных своими культурными и историческими богатствами. Предки французов были преимущественно рыжеволосые кельты с задиристым характером. Римляне именовали их галлами, что в переводе значит одновременно и «галл», и «петух». До сих пор галльский петух остается одним из национальных французских символов.

Менталитет французов со временем оброс огромным количеством стереотипов. Французы склонны к опозданиям, они не очень любят работать и поэтому в любую минуту с радостью готовы сорваться с рабочего места, чтобы выпить чашечку кофе, прогуляться или же заняться любовью. После выходных, придя на работу, они долго раскачиваются. В понедельник даже многие магазины не работают до обеда. Но, с другой стороны, внутренне каждый француз весьма структурирован. Жена, любовница, их может быть несколько, но…. Всё это с четким представлением о конечных результатах и без лишних затрат.

Французы являются истинными патриотами своего языка. Им очень нравится, когда иностранцы пытаются объясняться именно по-французски. Они всегда остановятся, улыбнутся и с удовольствием все объяснят. Многие, конечно, знают английский, но язык этот не любят, поэтому очень редко и неохотно говорят на нем. Даже персонал во французских гостиницах и ресторанах плохо разговаривает на иностранных языках. Это говорит о том, что Франция слишком собой горда.

Французы отличаются вежливостью и умением красиво и быстро говорить. Они искусно ведут переговоры и отстаивают свои позиции. Зачастую французы великодушны и восторженны, но при этом очень хитры и расчетливы. Рационализм этой нации прекрасно иллюстрируется следующим высказыванием: для немцев и греков главное - открывать мир, для русских – чувствовать, для римлян – завоевывать мир, а для французов – мыслить. У французов внутренняя потребность в реализации себя в обществе, потому что для полноты ощущений им просто необходимо делить с окружающими идеи, чувства, мысли и эмоции. Точность и пунктуальность здесь не чтят, считается, что чем выше у человека социальный статус, тем позже ему позволяется приходить.

Традиционно обед у француза наступает в 20.00, поэтому, если Вас пригласили на обед, знайте, что Вас ожидают именно в это время. По завершении обеда на десерт подают сыр, обычно сразу нескольких сортов. Запивают сыр только красным вином, и ничем другим, ни кока-колой, ни соком. Об этом стоит не забывать даже в дорогом ресторане.

Французское чувство юмора, характеризующееся большой язвительностью в сравнении с английским и немецким, носит более интеллектуальный характер. В нужный момент остроумный комментарий может разрядить даже самую тяжелую конфликтную ситуацию, поэтому французы очень редко устраивают скандалы и драки. Они всегда и во всем аккуратны, но это не означает, что у них размеренный и спокойный характер. Под внешним лоском скрываются пылкие сердца, временами французы способны на дерзкие и необдуманные, но крайне эмоциональные поступки. Соблазнить женщину для настоящего француза считается приятной честью. Более того, если мужчина пригласил женщину к себе в гости, то она может быть уверена, что француз предпримет всё, чтобы обольстить. Иная ситуация считается просто ненормальной.

Одна из ярких особенностей национального характера французов – их удивительная тяга к различным экспериментам. Им безумно нравится фантазировать, выдумывать нововведения, даже если при этом требуется разрушить что-то устоявшееся. Французов больше интересует процесс изменения, путешествие в неизведанное, ну, а к чему это приведет, это неважно. Главное для них – никогда ни в чем не отставать, соответствуя последним требованиям моды, причем модной должна быть как одежда, так и технические изобретения, фильмы и языковые выражения. Их манит бешеный ритм жизни.

Несмотря на привязанность к городской жизни, многие чувствуют глубокую и неразрывную связь с землёй, многие из них в душе истинные крестьяне. Сельская жизнь у них романтизируется, за каждый участок земли француз станет драться до последнего, чтобы увеличить количество своей земельной площади. Ум вызывает у французов восхищение и истинное преклонение. Больше всего они уважают в человеке сочетание одновременно и ума, и чувств.

Французам не нравится сидеть дома, потому что в доме они чувствуют себя узниками. Они просто созданы для различных мероприятий, торжеств, где можно блеснуть не только элегантным нарядом, но и интеллектом, проявив свое красноречие. Французы обожают выставлять себя напоказ, не только в офисах, но и в кафе, залах ожидания аэропорта. Но при этом они очень правильные, стараются, чтобы все нормы, правила и предписания были соблюдены. Несмотря на то, что они чтут свято Конституцию, Право и Закон, им свойственно преувеличивать важность чего-либо, не воспринимая вещи слишком серьезно.

Стремление к изысканности внешних форм, живой ум, склонность к изумительно изящным новинкам и экспериментам сделали французов своеобразным эталоном стиля и вкуса, законодателями в различных сферах европейской моды. Характерное чувство вкуса проявляется и в кулинарном искусстве, когда совсем небольшие порции, а зачастую и крошечные кусочки пищи долго сервируются, раскладываются по картонным коробочкам и перевязываются ленточкой – лишь бы всё выглядело красиво.

Трудности в определении и сравнении национальных характеров вызывают длительные научные дискуссии, которые продолжаются более века, но еще не привели к окончательным выводам. Часть ученых считает, что национальный характер - это реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, культуре, психологии нации. Другая часть полагает, что национальный характер - это лишь миф, устойчивый психологический стереотип, третьи думают, что национальный характер - это и то, и другое, т.е. миф и реальность. Не претендуя на решение этих сложных вопросов, обратимся к тем чертам национального характера французов, которые чаще всего встречаются в литературе.

Природа Франции очень разнообразна. Климатические особенности отдельных частей Франции влияет на характер их населения. Южные провинции отличаются яркостью красок, выразительностью пейзажей. Их жители тоже славятся яркой эмоциональностью. На севере раскинулись бесконечные пастбища, поля, фруктовые сады. Французы-северяне спокойнее и солиднее южан. Не случайно, при знакомстве французы стараются, прежде всего, выяснить место рождения. Внешне коренастые, смуглые южане тоже отличаются от худощавых голубоглазых северян.

Знание происхождения человека играет такую важную роль потому, что во Франции чрезвычайно сильны стереотипы относительно жителей различных провинций. В соответствии с этим француз будет строить модель своего поведения. Нормандцы считаются осторожными, сдержанными, предпочитающими неопределенные двусмысленные ответы. Бретонцы славятся своим упрямством, которое редко кому удается побороть. Марсельцы слывут хвастунами, а лионцы скупыми. О корсиканцах говорят как о гордецах, свято верных родственным связям, не прощающих обид.

Объединяющей чертой для всех французов является патриотизм. Они с глубоким уважением относятся к своей истории и культуре. Французы считают, что именно на их родине возникли стандарты демократии, науки, философии, военного искусства, изысканной кухни, высокой моды и т.д. Относясь к иностранцам дружелюбно и по-французски неизменно любезно, французы не утрачивают чувства своей исключительности.

Еще одним характерным качеством французов является острый ум и рационализм, тяготение к ясной, точной, логической, изящно сформулированной мысли. Основатель французского рационализма Рене Декарт требовал ничего не принимать на веру, ясно излагать и строго доказывать свои мнения. От натурального варианта имени Декарта - Картезиус - пошло выражение «картезианство», т.е. строгость, ясность, логичность, которые в высокой степени свойственны француза. Во Франции любят повторять: «Тот, кто ясно мыслит, ясно излагает»; «неясно - это не по-французски».

Наряду с логичностью и рационализмом характерным признаком французского характера считается скептический склад ума, сочетающийся вольнодумством и нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Критика и самокритика являются во Франции своего рода «национальным видом спорта». Французы не без удовольствия признают, что они, в отличие от немцев, недисциплинированны, своевольны, любят спорить, склонны к противодействию властям. Склонность французов к критике и протесту нередко связывают с тем качеством, которое они называют индивидуализмом.

Бережливость - одно из национальных качеств французов. Они стремятся обеспечить себе достойную старость и боятся унизительной нищеты. Французы не любят рискованных финансовых операций, и в них всегда присутствует желание сэкономить больше, чем заработать. Нередко французская бережливость перерастает в некую форму скупости.

Ораторское искусство очень высоко ценится во Франции. Форма при этом не менее важна, чем содержание. Речь французов богата эпитетами, гиперболами и сравнениями. Сам оратор рассчитывает не только на то, что слушатели примут его позиции, но и на то, что они оценят красоту речи.

Еще одной отличительной чертой французов является чувство юмора. Остроумие во Франции считается ценнейшим качеством оратора. Однако французский юмор не самокритичен, и обычно его острие направлено на собеседников. Очень часто французская шутка граничит с насмешкой. В то же время француз больше всего боится сам оказаться в смешной ситуации. Поэтому для француза юмор - это своеобразная форма обороны. Иностранцы также отмечают некоторый цинизм: для француза нет запретных тем для насмешек.

Французы - великие снобы. Их снобизм проявляется, например, в том, какие породы собак они предпочитают заводить. В Великобритании эти породы давно уже вышли из моды, а французы упорно продолжают держать именно таких собак (во Франции по-прежнему считается «шикарным» кокер-спаниель, скотч). Снобизм французов чувствуется также в одежде, которую они носят, в выборе района, где они намерены жить, или школы, в которой будут учиться их дети. Снобизм французов проявляется в том, где они покупают вещи и продукты, где едят и играют в теннис, где берут уроки танцев, где проводят отпуск и какую посещают церковь. Французский снобизм воспринимается легче снобизма других наций благодаря тому, что в его основе лежит, скорее, хороший вкус, а не дедовские принципы того, что правильно, а что нет.

Французы склонны к повышенной экспрессивности. Если, например, подписывая письмо, малознакомый француз заверяет вас в самых сердечных чувствах, его не следует понимать буквально так же, как и распространенные в XIX веке заверения в готовности быть покорнейшим слугой. Это просто желание быть любезным. Сам по себе французский язык отличается живостью и выразительностью. Обилие синонимов, несущих смысловую и эмоциональную нагрузку, позволяет выразить малейшие оттенки многозначного понятия. Количество французских эпитетов сравнительно только с русским языком: в различных ситуациях применяются такие слова, как Parfaitement, Divinement, Magnifiquement, Drфlement, Remarquablement, Parfaitement, Parfaitement bien (прекрасно, божественно, великолепно, чудно, замечательно и др.). Это обеспечивает возможность достаточно четко выражать свои мысли как в устной речи, так и в письме. Французский язык - хорошее средство для спора и отстаивания собственной точки зрения. Для французов это своеобразная игра -- владение искусством дискуссии, сбивать с толку и, по возможности, загонять в угол своего оппонента, не давая ему передохнуть и возразить. Французская система образования с детства поощряет ясность и красноречивость выражения. Французский был когда-то признанным во всем мире языком дипломатии, и на нем много разговаривали на четырех континентах. Это клинически точный язык; многие иностранцы находят его также прекрасным.

Помимо языка французы активно пользуются жестикуляцией. Во время беседы руки француза никогда не бывают спокойны. Именно руки придают его мыслям форму, очертания, объем. По движениям рук можно догадаться о душевном состоянии своего собеседника, об уровне его интеллекта и о сердечных привязанностях. В тех случаях, когда другие обходятся интонационным рисунком и модуляцией голоса, желая лучше выразить свои чувства и переживания, французы используют также глаза, руки, губы и плечи, обнажая, таким образом, всю богатейшую гамму человеческих чувств. Они целуют кончики пальцев, если что-нибудь очень пришлось им по душе. Они подносят ладонь ко лбу, словно намереваясь снять с себя скальп, когда сыты. Они скорбно поднимают плечи, если их покоробила какая-нибудь нелепость. Они похлопывают по щекам тыльной стороной ладони, когда им скучно. Они делают длинный выдох, когда раздражены. Даже не зная ни слова по-французски, можно понять, что тебя оскорбляют, т.к. французы при этом разыгрывают целое дипломатическое действо, пользуясь непристойными жестами и отвратительными гримасами. Французы отлично умеют пользоваться оскорблениями. У них есть жесты для всего на свете - для неодобрения, недоверия, превосходства, извинений и сожалений, мягкого недоумения и чрезвычайного удивления, для растерянности и тоски. Именно поэтому французы считают ужасно невежливым, если вы разговариваете с ними, сунув руки в карманы. Такая живость языков еще раз подтверждает, что французы эмоциональны.

Французы общительны, их трудно чем-либо смутить, и они прямо-таки созданы для всяких торжественных банкетов, свадеб, фестивалей, праздников, которые превращаются в настоящие спектакли. Именно празднества, развлечения, зрелища, вина, кухня, любовные приключения занимают большое место в их жизни. Вместе с тем, французы уверены, что они обладают здравым смыслом, практичны, экономичны, привержены к собственности, умеют считать, копить деньги.

Все эти противоречивые качества трудно объединить в общую картину: одни из них дают основания для уважения, другие - для критики. Тем не менее, все эти качества дают представление о характере нации и позволяют выявить специфику общения французов на общественном и деловом уровне.

Франция – самобытная страна с незаурядным населением более 64 млн. человек, 75,5% из которых потомственные французы, проживающие в городской местности, причем, только 74% из них говорят исключительно на родном языке. Ежегодный прирост населения более 230 тыс. чел.
Поближе познакомиться с устоем жизни французского народа, особенностями его характера и главными признаками сущности мужчин и женщин поможет этот своеобразный путеводитель.

Все как есть про французов

С годами сложившийся этнический образ любого француза отличается повышенной чувствительностью ко всему национальному и высокоразвитым честолюбием. По этническим признакам выделяют три типа личности по внешности.
Первая относится к потомкам галлов, для которой характерен высокий рост французов, белокурые волосы, светлая кожа и голубые глаза. Вторая – это потомки кельтов, характерный тип темноволосого брюнета (ки) среднего или низкого роста. Третья – явные потомки легуров – короткоголовые и низкорослые со смуглой кожей.
Кроме всего прочего для всех типов характерен прямой нос, слегка вытянутое лицо и в большинстве случаев явная склонность к худобе. Глядя на француза сразу можно понять, что это утонченная натура, с богатым внутренним потенциалом, полным романтики и благородства.
Наряду со всем шармом, так и веющим от всего французского имена имеют свою неповторимую оригинальность. Не зря многие сравнивают их с пением соловья – Луиза, Эльза, Поль, Мишель, которые часто когда-то принадлежали либо бабушкам, либо дедушкам. Однако современные семьи чаще всего дают своим детям имена, заимствованные у других стран.
С течением многовековой истории сформировались отличительные черты французов, которые проявляются в их характере и образе мышления. Аналитический склад ума, богатство воображения, настойчивая пытливость и смелость в познании нового – вот образ современного француза.
Им постоянно движет их неугомонный темперамент, поэтому для них характерно быстрое принятие решений порой вопреки здравому смыслу, но в любом случае это приводит к долгожданному результату благодаря их незаурядной интуиции.
Им характерна также быстрая возбуждаемость и вспыльчивость характера, что часто сопровождается повышенной эмоциональностью. Тем не менее, в повседневной жизни – это язвительные, жизнерадостные, искренние, немного хвастливые, но в тоже время поразительно галантные особы. Согласно статистике, Франция считается самой легкомысленной страной в мире. Многие жители увлекаются игрой в разные лотереи, на что тратят огромные средства и поэтому известны как слегка расточительный народ.

Личность каждого представителя сильного пола французского народа, несмотря на характерную оригинальность поведения, и характера наделены общими чертами, которые в совокупности складываются в определенный стереотип.
Первое – это непреодолимая радость к жизни, даже, несмотря на возникшие проблемы, истинный француз никогда не впадет в уныние и не раздует скандал на ровном месте, чаще всего все переводится в обычную шутку и остается за стенами дома. Ибо афишировать личные неурядицы у них считается дурным тоном.
Второе – повышенное внимание к собственной особе, им очень важно мнение окружающих. Для них характерен тщательный выбор гардероба и поддержание внешнего вида. Шик и вместе с тем душевная простота, переплетенная с настоящим французским юмором – то, что особенно влияет на формирование каждого индивидиума.
Третье – романтики от природы и галантные от далеких предков, для них семья – это стабильность, покой, надежный оплот и поддержка в трудной ситуации. Им совсем не трудно убраться в квартире или посидеть с ребенком, от которого до исполнения совершеннолетия требуется лишь одно – уметь вести себя за столом и не отставать в учебе.
К увлечениям можно отнести пристрастие к кулинарии, шопинг, хорошая машина, свой дом и званые праздничные ужины, которые так почитаемы во французских семьях.


С самого раннего детства представительниц слабого пола приучают к тщательному уходу за собой, подбору одежды, при этом не забывают о хороших манерах, так что сформировавшаяся француженка – это самодостаточная женщина, сияющая привлекательностью и наделенная особым шармом. По элегантности им нет равных, им удается невероятным образом следить за собой в любых жизненных ситуациях – они всегда на высоте и выглядят обворожительно. Выбор и покупка украшений – одно из главных пристрастий французских женщин, на которые им не жалко никаких денег.
Семья и работа для них не менее важный аспект в жизни, где воспитанию детей отдается особое внимание. В повседневной жизни, или же в ресторане – им присуще особое притягательное обаяние и внутренняя красота.

Культура французов

Чем отличаются французы, так это их рвением к особому почитанию своих культурных ценностей, чего они требуют от всех, хотя бы, в их присутствии. Признание чужих авторитетов им чуждо и это вполне оправдано. Стоит только упомянуть о величественных соборах и церквях, которые стали национальным достоянием не только этой страны, но и всего человечества.
Особое место в культурном сознании французского народа отдается моде, где сосредоточено все многообразие ее стилей и направлений. Причем создается впечатление врожденного чувства собственного стиля каждого жителя этой страны.
Более того, при выборе машины предпочтение отдается только отечественным производителям – это неукоснительное правило для большего числа населения.

Известные французы

Ни для кого не секрет, что Франция – «житница» великих умов человечества, произведения и изобретения которых стали настоящим достоянием всего человечества. Это всемирно известные писатели Жюль Верн, Адександр Дюма, Виктор Гюго, композиторы Шарль Лекок, Жак Оффенбах, кутюрье Пьер Карден и Коко Шанель, певицы Патрисия Каас и Марий Матье, ну и конечно Наполоен I.
Нельзя не вспомнить и о прославленных живописцах Альфреде Сислее, Анри Матисс, Эдгар Дега.

Если верить туристическим путеводителям, то французы только и делают, что одеваются в красные береты с тельняшками и едят багеты с круассанами, запивая охлажденным бордо. А на самом деле - какие они?

Вместо приветствия они сразу спрашивают: «Как дела?»
Стандартный диалог французов начинается с обмена репликами: «a va? - a va!» В переводе: «Как дела? - Все хорошо!» Это ни к чему не обязывающие фразы, заменяющие обычное приветствие. К ним никто не относится серьезно, поэтому не стоит ждать, что в ответ на такой вопрос собеседник по-настоящему расскажет о своей жизни. Это просто прелюдия к разговору.

У них в тренде двойной поцелуй
Говоря о приветствии, вспомним еще одну традицию французов: при встрече знакомые тут же расцеловываются. Поцелуем в щеку здороваются друг с другом и мужчины, и женщины - это называется «faire la bise». Количество поцелуев зависит от региона. Наиболее распространен двойной поцелуй, но кое-где вас могут чмокнуть в щеку три или даже четыре раза.

Они бегают во время обеда
В большинстве французских офисов, банков и госучреждений обеденный перерыв длится два часа, чтобы сотрудники успели как следует подкрепиться. Среди французов распространена традиция долгих семейных обедов, и они стараются не пренебрегать ею даже в будни, отправляясь домой в середине дня. А приверженцы здорового образа жизни пользуются долгим обеденным перерывом, чтобы выйти на пробежку.
Конечно, с наступлением цифровой эпохи жизнь и темп работы ускорились и во Франции: теперь некоторые наскоро обедают перед компьютером. Но пока что они в меньшинстве.

Они пьют воду из-под крана
Просто потому, что могут себе это позволить: во Франции хорошая система очистки воды. Качество очистки различается в зависимости от региона, но в целом власти следят за этим, и компании, предлагающие наиболее эффективные очистные методы, получают налоговые льготы. Сами французы платят за такое удовольствие немало: на коммунальные услуги у них уходит порядка €220 в месяц. Зато не нужно тратиться на бутилированную воду. Поэтому и во французских кафе можно бесплатно попить: вам обязательно принесут графин чистой водопроводной воды.

Они массово уходят в отпуск
Отпуска у французов - на зависть многим. Они длятся 25 рабочих дней, то есть пять полноценных недель. А те сотрудники, чья рабочая неделя составляет 39 часов вместо обычных 35 (тут тоже есть чему позавидовать), получают дополнительные дни для отдыха. При этом уезжают в отпуск французы практически всей страной - как правило, в августе. Во французские города в это время приходит настоящая жара, и все стараются сбежать к морю или куда-нибудь, где прохладнее. (Между прочим, очень похоже на Италию, о которой мы уже писали.) Так что, если приедете во Францию в августе, во многих магазинах и частных компаниях вы встретите закрытые двери. Крупных торговых сетей это не касается.
Стоит добавить, что в 2016 году французское министерство труда разработало трудовую реформу, которая поставила под угрозу столь привлекательные условия отпусков и продолжительность рабочего дня. В акциях протеста против реформы приняли участие миллионы французов, привыкших к удобному графику.

Они приходят в гости со своей бутылкой вина
Если собираетесь в гости к знакомым французам, берите с собой бутылку вина - не прогадаете. Хозяева вечеринки могут предупредить гостей о том, что будет подано на стол. Так приглашенные смогут правильно подобрать вино к еде (да, французы правда знают, к какому блюду подходит тот или иной напиток, и их не переубедить). Еще можно подарить хозяевам цветы, но лучше не выбирайте желтые: во Франции они символизируют неверность.

Они умеют носить вещи
Врожденное чувство стиля французов - не миф. Нельзя сказать, чтобы они носили именно ультрамодную одежду. Но кажется, что они могут составить стильный наряд из самых базовых вещей, которые в любом другом сочетании смотрелись бы просто скучно. В них нет британского дендизма, нет и испанской яркости. Тут что-то другое. Шарм в небрежности. Французские мужчины часто носят шарфы и шляпы - казалось бы, чего тут особенного? Но по ним сразу видно: французы. То же и с женщинами. Если спросить француженку, как разнообразить наряд, она вам ответит: добавьте духи, немного красной помады и улыбку. (Это подтверждает и русско-французская ведущая «Моей Планеты» Сесиль Плеже, говоря, что «во Франции люди не должны знать, как ты такая прекрасная вышла из дома. В Москве очевидно, как ты уложила кудри, как накрасилась… А француженки делают так, что никто не видит их старания».

Они не помещаются в бары
И не потому, что не пролезают в двери. Просто во французских барах, как правило, совсем мало места. Барная стойка, пара-тройка столиков - а веселья-то хочется всем. Те, кто не поместился, с бокалами вина отправляются на улицу. Поэтому пятничными вечерами у дверей французских баров собираются целые толпы. Люди весело болтают, пьют вино и коктейли, поют. Как ни странно, уличная прохлада может сделать беседу очень теплой.

Для них сыр - это не закуска
К сыру французы относятся с невероятным трепетом. Какой французский холодильник ни откроешь, сыр там будет обязательно, причем никогда не угадаешь, каким он будет на вкус: французские сыроделы производят около 400 сортов сыра, и на каждый находится свой любитель. Сыр - это не закуска, ну как можно допускать такое кощунство? Сыр (вернее, сыры) - это отдельное блюдо, подавать которое надо перед десертами, желательно с фруктами и орехами.

Европа - одна из частей света, где наблюдаешь тесный сплав народов, культур, языков. Говоря научным языком - это взаимосвязанная и взаимообусловленная интеграция, "микс" культурных и исторических слоёв. А если отвлечься от определений культорологических, то я вижу в этом смешении неповторимую грань общего, одинакового для всех европейских народов и самобытного, такого, чего нет у всех остальных. Насколько интересно, изучая какой-то регион, находить свои "необычности", особенности и "самобытности". Какие-то вещи ты знаешь давно, какие-то ты открываешь для себя и кладёшь в свою копилку многообразия окружающего мира и людей в нём.

Сегодня хочется поговорить о Франции, французском характере и о Люксембурге, где французский язык также является неотъемлемой частью жизни этой маленькой, но необыкновенно красивой страны.

О том, как формировалось население Франции:

В середине 1-го тысячелетия до н.э. галлы, часть мощной волны кельтских племён, захлестнувшей в ту пору большую часть Европы, стали хозяевами почти всей территории современной Франции. Здесь они смешались с иберами - родственниками сегодняшних басков и тех древних испанских иберов, по которым до сих пор Пиренейский полуостров называют иногда Иберийским, и с другими обитавшими в этих местах племенами. Но прошли века, и почти на рубеже нашей эры галлы, передавшие свой язык большей части покорённых иберов, сами были покорены римлянами.

Стоит заметить, что задолго до римского завоевания на южном побережье Галии появились поселения финикийцев и греков (Марсель, например, унаследовал видоизменённое имя древнегреческой колонии Массалия, на месте которой он стоит). В Галии, географически близкой к Италии, поселилось немало выходцев из метрополии Римской державы; многие галлы довольно быстро приняли римскую культуру; постепенно востержествовал над местными наречиями латинский язык, к которому и восходит современный французский.

Прошло ещё три-четыре века - и Великое переселение народов "бросило" на территорию Франции бесчисленные германские племена. Вестготы, аллеманы, бургунды - какие только названия не упоминают историки в перечне этих племён! Сильнейшими из них - а потому и последними - оказались франки. От них пошло новое название страны. Возникло оно в пору, когда франки были хозяевами огромной империи, занимавшей и многие собственно германские, славянские, итальянские земли. Но франки и другие германцы на западе возникшей державы приняли тогдашний язык большинства населения Галлии, унаследованный от римлян, германцы же на её востоке сохранили свою родную речь. (В составе Германии есть древняя область Франкония, обязанная своим именем тем же франкам).

Достаточно посмотреть на карту, чтобы увидеть, что почти вся территория Франции очень чётко отделена от соседних стран географическими границами. На юге - Пиренеи и Средиземное море, на юго-востоке - Альпы, на севере - Арденны, на западе - океан и Ла-Манш... На этом неправильном четырёхугольнике разыгралась тысячелетняя история французского народа. Существуют самые разные точки зрения на вопрос о том, как он сложился и даже... успел ли он сложиться как единое целое вообще. Есть учёные, которые полагают, что это один этнос, говорящий (или говоривший до недавнего времени) на нескольких языках, не только на французском, но ещё и провансальском (на юге), баскском (на юго-западе), бретонском (на западе). Другие считают, что бретонцы, например, до сих пор представляют особый этнос. Об этом говорят многие особенности их народной культуры.

Во всяком случае объединительный процесс во Франции начался давно. В числе лучших тому подтверждений - движение за освобождение Франции от англичан, возглавленное Жанной д"Арк в 15 веке. Девятнадцатилетняя девушка, наделённая не только патриотическим пылом, но и гениальными полководческими способностями, родилась в Лотарингии, области на востоке Франции. Но она ощущала себя не лотарингийкой, а француженкой, и вставшие под её знамя простолюдины и дворяне засвидетельствовали тем самым, что считают себя прежде всего французами, а не провансальцами, гасконцами или пикардийцами.

В то время на территории Франции существовало по крайней мере два больших этноса (не говоря уже об относительно меньших): южно- и северофранцузский. Но есть учёные, которые полагают, что в раздробленной на феодальные владения Франции сложилось в средние века до двух десятков отдельных этносов.

Кое-какое представление хотя бы о некоторых областных этнических группах Франции мы получаем ещё в отрочестве. В "Трёх мушкетёрах" Александра Дюма всё время подчёркивается, что д"Артаньян - настоящий гасконец, пылкий, отважный и вместе с тем достаточно расчётливый. Покровитель д"Артаньяна капитан королевских мушкетёров де Тревиль "путь свой...начал так же, как д"Артаньян, то есть без единого су в кармане, но с тем запасом дерзости, остроумия и находчивочти, благодаря которому даже самый бедный гасконский дворянчик часто осуществлял самые смелые отцовские мечты...".

Не забывает Дюма сообщить, что "достойнейший Планше", слуга д"Артаньяна, - пикардиец, и подчёркивает далее его рассудительность и надёжность именно как черты пикардийцев. Слуга Портоса, нормандец Мушкетон, - любитель хорошо поесть, роскошно одеться, похвастать. Слуга Арамиса, - берриец с соответствующей стереотипному представлению о беррийцах характеристикой и т.д.

С точки зрения Дюма, само происхождение француза из определённой местности уже должно кое-что сказать читателю и о его внешности, и о некоторых чертах храктера.

А типы провансальцев, например, во множестве набросал в своих произведениях другой французский писатель - Альфонс Доде.Стоит вспомнить хотя бы добродушного фантазёра Тартарена из Тараскона, его друзей и соседей. Виктор Гюго писал: "Гений Франции соединяет в себе гениальные черты всего Европейского континента, и каждая французская провинция представляла собою одну из этих европейских добродетелей. Немецкая прямота процветала в Пикардии, широкая натура шведов проявляла себя в Шампани, голландскую трудоспособность можно было встретить в Бургундии, деятельную энергию Польши - в Лангедоке, испанскую гордость - в Гаскони, острый итальянский ум - в Провансе, греческую изворотливость - в Нормандии, швейцарскую честность - в Дофинэ".

Писателям можно было и не поверить, они ведь имеют признанное право на домыслы, но вот что пишет известный географ и историк 19 века Элизе Реклю: "В общей для всех столице встречаются и взаимно влияют друг на друга представители всей Франции: обитатели Прованса или Гаскони, проворные, болтливые, вечно в движении; люди с возвышенных плоскогорий, упорные в труде и мало общительные; жители берегов Луары, со смелым взглядом, проницательным умом и уравновешенным характером; меланхолические бретонцы, мечтательные, но с сильной волей; нормандцы, с медлительной речью, испытующим взглядом, благоразумные и осторожные; обитатели Лотарингии, Вогезов, Франш-Контэ, горячие в гневе, предприимчивые".

Не случайно Реклю говорит здесь о Париже. Роль Парижа в образовании французского народа больше, чем обычно бывает в таких случаях роль столицы.

Парижский выговор брало за образец население всей страны при выработке единого языка, а между тем берлинский диалект не стал примером для Германии, римский - для Италии.

Франция стала классическим примером страны, собираемой центральным правительством из феодального развала и разброда. Спокойно, медленно, уверенно делали это короли 12-ого, 13-ого веков и начала 14 века. Затем наступил хаос - и новое, казалось, ещё большее раздробление страны в пору Столетней войны с Англией. Но во Франции вопреки всему кровавому феодальному безобразию складывался единый рынок. Крепли связи между её отдельными частями. Властно влёк к себе дворян, купцов и мещан Париж.

В относительно небольшой и разбитой на гораздо меньшее число этнических областей Англии шла борьба между французским и английским языками, занявшая 300 лет и закончившаяся победой языка английского лишь к концу 14 века. Поразительно, но во Франции, скажем, в 13 веке французский язык пользовался гораздо меньшим успехом, чем в Англии. На чужой земле за него стояла знать - потомки офранцуженных норманнов, завоевавших Англию в 9-ом столетии. Во Франции же языку Парижской области противостояла в суде латынь, и всюду - провинциальные диалекты.
Так продолжалось, пока в 1539 году очередной король специальным указом объявил французский единственным языком, употребляемым в судопроизводстве и административной деятельности. Это случилось через полтораста лет после официального признания королём Британии победы в его стране английского языка. А ведь французский-то указ был лишь звеном в борьбе главного языка страны за победу в ней. Но теперь на стороне этого языка решительно стояло правительство. И в границах, где оно распоряжалось, язык побеждал век за веком и год за годом.

Французский национальный характер:

В каждой нации существуют очень разные индивидуальные характеры. Так, в средневековом французском романе Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" действуют герои "раблезианского" склада - любители обильных пирушек, развлечений, вольных шуток. В творчестве знаменитого Вольтера, да и в самом его психологическом облике, проявляются черты совсем другого - "вольтерьянского" характера: свободомыслие, остроумие, скептицизм. Бальзак в романе "Гобсек" нарисовал портрет скупца, Флобер в романе "Бувар и Пекюше" изобразил унылых, скучных, ограниченных мещан. Все они французы, но совершенно не похожи друг на друга.

Кроме индивидуальных характеров, в каждой нации существуют и многие другие различия, например географические, классовые или профессиональные.
Свой отпечаток на характер людей накладывает классовая принадлежность и профессия. Совершенно очевидно, что характер и поведение аристократа и буржуа должны отличаться от характера и поведения крестьянина или рабочего, психология чиновника - от психологии учёного или торговца.
Как же объединить все эти разные характеры в один общий национальный характер? Кажется, это невозможно, но вместе с тем любой человек, впервые соприкоснувшийся с людьми другой национальности, чувствует в них что-то особенное, характерное для этой нации.

Часть современных учёных вообще считает, что национального характера не существует; это лишь миф, устойчивый психологический стереотип. Другие полагают, что, хотя чрезвычайно трудно научно доказать существование национального характера и определить его признаки, это всё же реальность, проявляющаяся в истории, образе жизни, психологии и культуре нации. Третьи считают, что национальный характер - это "и то и другое", т.е. и миф, и реальность. Во всяком случае, несомненно, что представления о национальном характере широко распространены во всех странах.

Многие французы убеждены, что они унаследовали свой характер и темперамент от далёких предков - галлов и франков, когда-то населявших территорию современной Франции. В современной Франции существует более благоприятное мнение о галлах, которые были смелыми, воинственными и жизнерадостными людьми, любителями празднеств и развлечений всякого рода. Считается, что от галлов берут начало психологические черты французов, закреплённые в выражениях "галльский ум" (ясный, логичный), "галльский дух" (жизнерадостность), "галльские шутки" (вольные и грубоватые), любовь французов к красноречию и хорошей кухне.

Современные французы полагают, что главная черта их национального характера - острый ум, рационализм, тяготение к ясной, точной, логичной, изящно сформулированной мысли. Во Франции любят повторять: "Неясно - это не по-французски". Считается, хотя это отнюдь не беспорно, что для французской философской и общественной мысли характерно стремление к ясности (иногда за счёт глубины), тогда как для немецкой - тяготение к глубине (иногда за счёт ясности).
В отличие от англичан, которые гордятся своим практицизмом и питают нелюбовь к абстрактным теориям, французы очень любят рассуждения общего порядка. Они склонны возводить на теоритический уровень и "политизировать" даже частные столкновения интересов или различия в социально-психологических ценностях.
Наряду с логичностью и рационализмом типичным признаком французского национального характера считается склад ума.
Скептицизм французов сочетается с сильно развитым вольнодумством и нонконформизмом, т.е. нежеланием подчиняться властям, авторитетам и установленным нормам поведения. Французы не без удовольствия признают, что в отличие, например, от немцев они недисциплинированы, своевольны, любят спорить, склонны к фронде и противодействию властям.

В повседневной жизни французы имеют репутацию весёлого, жизнерадостного и, как они сами признают, несколько легкомысленного народа. Истинно французскими добродетелями считаются тонкий вкус, чувство меры, изящество, элегантность, остроумие.

У французов лёгкий характер: они умеют забывать неприятности, радоваться жизни, шутить и веселиться. Большое место в их жизни всегда занимали празднества, развлечения, удовольствия. Вместе с тем французы уверены, что они обладают большим здравым смыслом, практичны, экономны, привержены к собственности, умеют считать и копить деньги. Бывший премьер-министр Франции Э.Деладье говорил, что Франция - это страна, "где привязанность к индивидуальной собственности, вкус к бережливости, страсть к независимости распространены шире, чем в любой другой стране мира".

В отношениях с частными лицами французы столь же честны, как и люди других наций, но в отношениях с властями (особенно со сборщиками налогов) не считают грехом сплутовать.

Значительную роль во французской системе ценностей играет прославленная "французская вежливость". Её правила требуют неизменной любезности по отношению к женщине, внимания к собеседнику, уважения к чужому, хотя бы и враждебному, мнению; предусматривают изощрённую систему обращений, приветствий, благодарностей, соболезнований и поздравлений.

При этом в отличие от англичан, для которых характерна сдержанность в выражении эмоций, французы, наоборот, склонны к повышенной экспрессивности. Подписывая письмо, малознакомый француз может заверять вас в самых сердечных чувствах, но его слова так же не следует понимать буквально, как и распространённые в 19 веке заверения в готовности быть "покорнейшим слугой".

В числе наиболее известных бытовых французских традиций выделяется особое внимание к хорошей кухне. Франция, кажется, единственная в мире страна, где существует Академия кухни, Академия гастрономов и Академия вин. Почти все газеты ведут постоянную гастрономическую рубрику. Тиражи произведений выдающихся мастеров гастрономии делеко опережают тиражи художественной литературы. Крупные кулинары и владельцы знаменитых ресторанов - известные в стране лица. О них пишут газеты, с ними поддерживают знакомство виднейшие деятели искусства и политики.

Почему в Люксембурге говорят на трёх языках:

В небольшом европейском государстве Люксембург в ходу три языка. В этом, впрочем, ничего удивительного не было бы, если бы каждым из трёх языков не владел примерно одинаково хорошо практически каждый житель страны - воистину государство полиглотов.
Люксембуржцы говорят по-немецки, потому что когда-то именно в этих местах довольно плотно поселились франки, те самые, что ресселились и по большей части территории теперешней Франции, но составляли там настолько незначительное меньшинство, что оставили ей только своё имя, но не язык.
В Люксембурге франков поселилось относительно больше, и они смогли передать свой язык местным кельтам, тем более что римское влияние доходило прежде до этой северной области сильно ослабленным. Но говорят люксембуржцы и по-французски, потому что в последние столетия намного сильнее германского было здесь культурное влияние мощной Франции. И в судьбах стран-соседок было немало общего. Поэтому уже с 17 века французский язык становится основным языком в стране. Сейчас французские надписи и объявления на улицах и в городах, и в деревнях; по-французски выступают истцы, ответчики, прокуроры, адвокаты и судьи во всех судах; в парламенте говорят и по-французски, и по-немецки, причём оба эти языка проходят в начальной школе.

В обыденной же жизни большинство люксембуржцев то и дело прибегает... к третьему языку, собственно люксембургскому наречию. Его можно считать диалектом немецкого языка, но немцы это наречие почти не понимают.

Газеты в Люксембурге выходят на трёх языках.

2 тысячи лет назад, как и территория Галлии, территория Люксембурга была захвачена римлянами.
Четыре века спустя сюда пришли франки, как и в Галлию. А потом из развалившейся Франкской империи появилось графство, потом герцогство Люксембург. Пять с лишним веков оно сумело оставаться фактически независимым; мало того, династия люксембургских герцогов не раз поставляла императоров Германии, королей Чехии и иным землям.
Потом династия оборвалась, и Люксембург стал по законам о наследстве тех времён, а также из-за военных удач и неудач великих держав лет на 180 владением... Испании, потом лет на сто - Франции, потом на 17 лет - опять испанским, потом на 80 лет - австрийским, потом на 20 - опять французским, это уже при Наполеоне, а после его поражения получил независимость главным образом благодаря тому, что слишком много нашлось на эту землю охотников и договориться между собой они не смогли.
История, мягко говоря, бурная. Но границы держав менялись, а французский народ всё время оставался рядом.
Маленький народ сохранил верность своим традициям; он сопротивлялся фашистам, хотя те и поспешили объявить люксембуржцев "истинными арийцами".

За люксембуржцами закрепилась слава виноградарей и музыкантов. Любимая шутка здесь звучит примерно так: "Один люксембуржец - садовник, два - спор в кафе, три - оркестр". Пристрастие к кафе, как и многие другие бытовые привычки, тоже сближает люксембуржцев с юго-западными, а не с восточными соседями. Но только у них одних во всей Европе получили такой размах музыкально-танцевальные шествия во время местных празднеств. Сотни тысяч туристов приезжают поглядеть на эти шествия.

Так маленький народ, оказавшийся между двумя великими державами (да ещё по соседству с Бельгией и Нидерландами), сумел сохранить своё культурное наследие.

Возможно, если бы не политические границы, отделявшие страну от Франции и Германии столько веков, люксембуржцы могли бы стать одной из этнических групп французского и немецкого народа.